Святой Иоанн Лествичник почитается святой церковью как великий подвижник и автор известной духовной книги под названием «Лестницы», второе название которой «Лествичника».
Почти нет информации о происхождении святого. Одна история говорит нам о том, что он родился в Константинополе около 570 года и был сыном преподобных Ксенофонта и Марии (26 января).
Иоанн отправился на Синай, когда ему было шестнадцать, подчиняясь Абба Мартирию как своему наставнику и проводнику. Спустя четыре года жизни на Синае святой Иоанн был пострижен в монахи. Абба Мартирий присутствовал на постриге святого Иоанна, предсказал, что он станет великим светилом Церкви Христовой.
За девятнадцать лет Святой Иоанн прогрессировал в монашестве и в послушании своему духовному отцу. После смерти Абба Мартирия Святой Иоанн перешел на уединенный образ жизни, поселившись в диком месте под названием Тхола, где он провел сорок лет трудясь в безмолвии, посте, молитве и слезах покаяния.
Не случайно, что в лестнице св. Иоанна говорится о слезах покаяния: «как огонь сжигает и разрушает древесину, так чистые слезы смоют всю скверну, как внешних, так и внутренних.» Его святая молитва была сильной и эффективной, как видно из жизни угодника Божия.
У Иоанна был ученик по имени Моисей. Однажды, святитель приказал своему ученику принести навоз для удобрения огорода. Когда он исполнял послушания, Моисей прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Святой Иоанн был в своей хижине и пытался уснуть. Вдруг, человек красивой внешности явился ему и пробудил святого подвижника, со словами его: “Иоанн, почему ты спишь, когда Моисей в опасности?”
Святой Иоанн сразу проснулся и стал молиться за своего ученика. Когда Моисей возвратился, святой спросил его не случилось ли с ним какое-либо несчастье.
Монах ответил, “Большой камень упал бы на меня когда я спал, но я оставил это место, потому что мне показалось, как ты зовешь меня.” Святой Иоанн не рассказал своему ученику о своем видении, но поблагодарил Бога.
Святой Иоанн ел пищу, которая разрешена монашескими правилами, но съедал только малую ее часть. Он не спал много, а ровно столько, чтобы набраться сил и не погубить свою душу непрестанным бдением.
В следующем примере смирение Святого Иоанна заслуживает особого внимания. Достигнув мудрости и получив большой духовный опыт, он с любовью поучал всех приходивших к нему и вел их к спасению. Однажды монахи завистники упрекнули святого за его болтливость святого, после услышанной критики Иоанн промолчал целый год. Монахи осознали, что совершили ошибку, они пошли к подвижнику и просили его больше не лишать их духовного общения.
Чтобы скрыть свои подвиги от окружающих, время от времени святой Иоанн уходил в пещеры, но не смотря на это сообщения о его святости распространилась далеко за пределы города. Посетители из всех слоев общества приходили к нему, желая услышать его слова поучения и спасения. После сорока лет одиночного подвижничества, он был избран игуменом Синая (на тот момент ему было уже семьдесят пять лет). Святой управлял святой обителью на протяжении четырех лет. К концу своей жизни, Господь наделил его прозорливостью и даром исцеления.
По просьбе игумена из монастыря Раитху Иоанн написал несравненную лестницу - книгу инструкцию для монахов и для тех, кто захотел достичь духовного совершенства.
Зная мудрость и святость Иоанна Синай игумен из Раитху просил его записать все, что было бынеобходимо для спасения в монашеской жизни. Эта книга представляет из себя “лестницу первая ступень которой находится на земле” (быт. 28:12), ведущих людей к небесным вратам.
Святой Иоанн почувствовал, что такая задача была вне его способности, но из послушания он выполнил просьбу. Святитель назвал свою книгу “простой лестницей, ведущей от земных вещей к святая святых....” Тридцать ступеней духовного совершенства соответствуют тридцати годам Господнего возраста. Когда мы завершили эти тридцать шагов, мы станем праведными и не когда не оступимся. Лестница начинается с отречения от мира, и заканчивается с Богом, который есть любовью (1 Иоанна 4:8).
Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру найдет в ней непогрешимые указатели для путников восходящих к Богу.
Двадцать вторая ступень лестницы рассказывает о различных формах тщеславия. Святитель Иоанн пишет: «когда я пощусь, я тщеславен»